Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее — Департамент) совместно с Департаментом финансовых технологий Банка России рассмотрел обращение от 24.02.2021 и сообщает следующее.
По вопросу 1.1
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ1 кредитная организация вправе открыть банковский счет (вклад) клиенту — юридическому лицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющийся физическим лицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией в порядке, установленном пунктом 5.8 указанной статьи.
При этом данная норма не содержит указания на то, что представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющийся физическим лицом, должен находиться на обслуживании в кредитной организации в качестве клиента — физического лица на момент открытия банковского счета (вклада) клиенту — юридическому лицу.
По вопросу 1.2
В случае наличия в структуре органов управления юридического лица — клиента кредитной организации нескольких ЕИО2, имеющих полномочия действовать совместно, для выполнения условий, определенных абзацем 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, необходимо наличие проведенной этой же кредитной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, идентификации всех ЕИО.
Если в структуре органов управления юридического лица — клиента кредитной организации имеются несколько ЕИО, действующих самостоятельно (независимо друг от друга), то для выполнения условий, определенных абзацем 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно наличие проведенной этой же кредитной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, идентификации того ЕИО, который обращается в кредитную организацию в целях открытия банковского счета клиенту — юридическому лицу.
По вопросу 1.3
Федеральный закон № 115-ФЗ и Положение № 499-П3 не ограничивают кредитные организации в способах и источниках получения информации, необходимой для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновления информации о них (представление сведений клиентом с использованием дистанционных каналов связи и (или) получение кредитной организацией из общедоступных источников информации).
По вопросу 2
Учитывая норму пункта 5.8 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в соответствии с которой кредитная организация вправе провести идентификацию4 путем установления и подтверждения достоверности сведений с использованием ЕСИА5 и ЕБС6, полагаем, что при обновлении информации о клиенте — физическом лице, а также о физическом лице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, в порядке, установленном абзацем 5 пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, кредитная организация вправе не осуществлять дополнительную проверку действительности сведений, содержащихся в ЕСИА.
По вопросу 3.1
В соответствии с пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона № 115-Ф3 кредитные организации и иные финансовые организации (далее в рамках данного вопроса — финансовые организации) вправе идентифицировать с использованием ЕСИА и ЕБС без личного присутствия клиента — физического лица, представителя клиента — юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом, при соблюдении всех условий, предусмотренных данной нормой Федерального закона № 115-ФЗ.
Идентификация финансовыми организациями представителя клиента — физического лица, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев указанным выше способом Федеральным законом № 115-ФЗ не предусмотрена.
По вопросу 3.2
Учитывая, что решения судов о приостановлении операций в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ, выносятся на основании заявлений Росфинмониторинга, Департаментом запрошено мнение Росфинмониторинга. Ответ по существу будет направлен дополнительно после получения позиции Росфинмониторинга.
Заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля
Е. В. ШАКИНА
1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 Единоличный исполнительный орган.
3 Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4 Идентификацию клиента — физического лица, представителя клиента — юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом.
5 Единая система идентификации и аутентификации.
6 Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.