Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 19.05.2021 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ)).
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 2 статьи 421, пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).
Учитывая данную норму ГК РФ, а также положения Федерального закона № 261-ФЗ, энергосервисный договор (контракт) является гражданско-правовым договором, к которому подлежат применению положения ГК РФ.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В этой связи сообщаем, что доходы и расходы, осуществленные в рамках энергосервисного договора (контракта), учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ, с учетом правовой квалификации отношений, возникающих между участниками сделки, и классификацией доходов и расходов, определенной положениями НК РФ.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
При этом согласно пункту 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе начислять амортизацию по тем объектам, которые введены в эксплуатацию и отвечают критериям признания их амортизируемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом в целях упомянутой главы НК РФ расходы налогоплательщика, определяющие первоначальную стоимость основного средства, должны быть надлежащим образом документально подтверждены.
Заместитель директора Департамента
А. А. СМИРНОВ