Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг, местом реализации которых в целях применения этого налога на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, имеющей представительство на территории Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе, и сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 № 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом — ее контрагентом зависит от постановки на учет в российском налоговом органе иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых этой иностранной организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исполняется самой иностранной организацией.
По вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе, при оказании услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, сообщаем, что вычет налога на добавленную стоимость производится российским налогоплательщиком в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. СМИРНОВ