Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 30.04.2021 по вопросу правомерности привлечения коммерческими организациями физических лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход (далее — НПД), для оказания услуг по доставке от имени таких организаций, сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Закон № 422-ФЗ) налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом № 422-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 422-ФЗ объектом налогообложения налогом на профессиональный доход признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ограничения на применение НПД установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Закона № 422-ФЗ.
Пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона № 422-ФЗ предусмотрено, что не вправе применять НПД лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 6 Закона № 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Приведенные в письме от 30.04.2021 критерии отнесения взаимоотношений между агрегаторами и другими участниками процесса доставки блюд к гражданско-правовым либо трудовым договорам должны приниматься во внимание налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.
Вместе с тем вопрос об отнесении конкретных правоотношений в каждом отдельно взятом конкретном случае к гражданско-правовым либо трудовым может быть решен налоговыми органами исключительно исходя из документально подтвержденных обстоятельств, установленных по результатам мероприятий налогового контроля, в том числе в связи с характером деятельности конкретного участника процесса доставки блюд, в котором он задействован.
Кроме того, по мнению ФНС России, формальное соответствие положениям Закона № 422-ФЗ не исключает наличия искажений сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, указанных в пункте 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что за получением разъяснений в части установления признаков трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации рекомендуем обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. САТИН