Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в части вопросов о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, а также уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц сообщает следующее.
1. С 1 января 2001 года применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов. В отношении отдельных видов доходов, указанных в пункте 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), например, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса, установлена ставка в размере 35 процентов.
Ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
При этом 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период», предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 миллионов рублей в год.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кардинальных изменений в части порядка налогообложения доходов физических лиц на текущий момент не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. В части земельного налога отмечается, что на основании пункта 5 статьи 391 Кодекса отдельным категориям граждан предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка. К таким категориям отнесены, в частности, пенсионеры.
Для оформления налоговой льготы в виде налогового вычета налогоплательщик представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, а также он вправе представить документы, подтверждающие его право на налоговую льготу. Указанные документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
В случае если налогоплательщиком не представлено в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы и не сообщено об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Таким образом, в отношении земельных участков площадью 600 кв. метров земельный налог пенсионерами не уплачивается.
В части налогообложения хозяйственных строений (теплиц, бань, сараев), расположенных на земельных участках, сообщается, что согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц на основании статьи 401 Кодекса признаются жилой дом, квартира, комната, гараж (машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение (в том числе хозяйственные строения), сооружение, помещение.
По общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении любого объекта недвижимости (в том числе хозяйственных строений) возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Как следует из положений статей 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации подлежит право собственности не на все хозяйственные строения, возведенные на садовых и приусадебных земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости - объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Хозяйственные строения, возведенные на садовых и приусадебных земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, теплицы, иные некапитальные строения и сооружения), не являются объектами недвижимости.
Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.
Хозяйственные строения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
В отношении таких хозяйственных строений главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса предусмотрены налоговые преимущества: налоговые льготы (статья 407 Кодекса) и пониженные налоговые ставки (статья 406 Кодекса).
Так, согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 407 Кодекса от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются физические лица в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Дополнительные налоговые льготы могут быть предусмотрены представительными органами муниципальных образований по месту нахождения объекта недвижимости.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ