О расчете площади земельного участка, если участок находится на территориях нескольких муниципальных образований

Федеральная налоговая служба письмо от 25.08.2021 № БС-4-21/11942@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 20.08.2021 об определении налоговой базы по земельному налогу (далее - налог) в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о порядке определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее - площадь участка, приходящаяся на территорию муниципалитета), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 397 Кодекса в целях обеспечения полноты уплаты налога налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа (пункт 5 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Кодекса).

Для целей реализации полномочий налоговых органов Кодексом определены следующие источники сведений о площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета:

- сведения Единого государственного реестра недвижимости, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В составе сведений указывается код объекта административно-территориального деления, на территории которого находится земельный участок, в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления или код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (пункт 13 приложения № 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@);

- сведения, ранее представлявшиеся в налоговые органы органами местного самоуправления, о налогооблагаемых земельных участках, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 12 статьи 396 Кодекса в редакции до 2010 г. до вступления в силу Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ, пункт 9.2 статьи 85 Кодекса в редакции до 2015 г., признанной утратившей силу Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ1). В составе сведений заполнялся лист «В» «Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований» с указанием площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета (пункт 4.4 приложения № 2 к приказу Минфина России от 23.03.2006 № 47н, признан утратившим силу приказом Минфина России от 24.02.2011 № 23н).


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ, а не Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ.


Перечисленные нормы Кодекса не предусматривают право налогоплательщика по самостоятельному расчету площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета, и по представлению такого расчета в налоговый орган для применения при исчислении налога. Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК