Департамент налоговой политики в связи с обращением сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы налогоплательщика в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником), при уменьшении уставного (складочного) капитала (фонда), при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками.
Таким образом, имущество и имущественные права, полученные участником общества с ограниченной ответственностью в пределах вклада (взноса) при уменьшении уставного капитала, не учитываются в целях налогообложения прибыли. Средства, превышающие вклад (взнос) участника организации, подлежат налогообложению.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 7 Кодекса в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (далее - Конвенция) термин «дивиденды» означает доход от акций, учредительских акций или аналогичных учредительных акций, за исключением долговых требований, а также доходы - даже в форме процентов, - на которые распространяется режим налогообложения доходов от акций в соответствии с налоговым законодательством того государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды. Этот термин означает также прибыль, распределяемую совместными предприятиями, учрежденными в соответствии с законодательством России, своим участникам.
При этом при применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии и Модельная конвенция), в том числе на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Согласно пункту 28 Комментариев к статье 10 «Дивиденды» Модельной конвенции выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли. Как правило, распределение прибыли, которое сопровождается уменьшением прав, например, выплаты, представляющие собой возврат капитала в любой форме, не рассматриваются как дивиденды.
Таким образом, доход в виде выплат, производимых в адрес иностранной компании в результате уменьшения уставного капитала российской организации, в части превышения суммы вклада этого иностранного участника в уставный капитал может быть квалифицирован как дивиденды для целей налогообложения и подлежать налогообложению у источника по ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Соглашения1.
1 В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995, а не Соглашение
При этом доход иностранной компании в виде выплат, производимых в результате уменьшения уставного капитала российского дочернего общества, не превышающих суммы внесенного участником вклада в уставный капитал, по мнению Департамента, квалифицируется как «Другие доходы» в соответствии с нормами Соглашения и может облагаться налогом у источника выплаты на основании норм статьи 21 Соглашения.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ