<О применении механизма КГН при уплате налога на прибыль по окончании срока действия договоров о создании КГН

Министерство финансов РФ письмо от 17.08.2021 № 03-03-05/66117
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо, содержащее предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения организаций налогом на прибыль в связи с окончанием в 2022 году срока действия договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), а также порядка уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность с использованием удаленного рабочего места, и сообщает.

В части налога на прибыль организаций предлагается учитывать при налогообложении налогом на прибыль бывших участников КГН их долю участия в формировании совокупной прибыли холдинга пропорционально стоимости имеющихся на балансе основных средств и фонду оплаты труда (по аналогии с исчислением налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций).

Необходимо отметить, что в силу статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. При этом на основании пункта 2 статьи 11 НК РФ под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль применяется к прибыли, полученной в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 НК РФ КГН признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 6 статьи 288 НК РФ доля прибыли каждого участника КГН и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником КГН как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по КГН.

Ответственный участник КГН определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника КГН на совокупную прибыль этой группы.

Следовательно, вышеуказанным предложением фактически предлагается осуществлять распределение совокупного показателя прибыли ряда налогоплательщиков (холдинга) аналогично действующему механизму КГН.

При этом отмечаем, что договоры о создании КГН, зарегистрированные налоговыми органами до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», действуют до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023.

Учитывая, что плательщиком налога на прибыль организаций является юридическое лицо, а не группа компаний, то оснований сохранять порядок распределения налога на прибыль организаций между бюджетами субъектов Российской Федерации аналогично действующему механизму КГН в случае прекращения действия механизма КГН не имеется.

Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.

По предложению уплаты НДФЛ в отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность с использованием удаленного рабочего места, сообщаем следующее.

Следует отметить, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (статья 226 НК РФ).

Исходя из текста обращения главным аргументом необходимости изменения порядка уплаты НДФЛ является то, что уплата НДФЛ по месту жительства налогоплательщика предоставит возможность для более полного развития инфраструктуры, обеспечивающей потребности проживающего населения в медицинском, социальном и транспортном обеспечении, а также в жилищно-коммунальном обслуживании, и, кроме того, позволит повысить взаимную ответственность органов местного самоуправления и проживающих на их территориях граждан.

В случае если под местом жительства налогоплательщика понимается место регистрации, полагаем необходимым отметить следующее.

В частности, место регистрации налогоплательщика в ряде случаев не совпадает с фактическим проживанием налогоплательщика и членов его семьи. При таком рассмотрении вопроса предложение о зачислении НДФЛ по месту регистрации налогоплательщика может не привести к достижению цели о зачислении НДФЛ в бюджет той территории, где налогоплательщик фактически проживает.

Также предоставление государственных услуг государственными органами и учреждениями, в том числе с развитием и применением новых технологий, во многих случаях может не обязательно осуществляться по месту регистрации налогоплательщика и членов его семьи.

Перечисление НДФЛ по месту нахождения налогового агента, в частности российской организации - работодателя, в настоящее время стимулирует местные власти к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса на подведомственной им территории. Изменение такого порядка может стать дестимулирующим фактором.

Предлагаемое изменение порядка уплаты НДФЛ приведет к перераспределению доходов местных бюджетов, в том числе с формированием выпадающих доходов у части местных бюджетов, что не соответствует установленным в настоящее время подходам к стабильности и прогнозируемости на долгосрочный период налоговых доходов местных бюджетов.

Кроме того, реализация инициативы об уплате НДФЛ по месту регистрации физического лица приведет к усложнению администрирования налога.

Одновременно сообщаем, что все поступающие предложения и проблемные вопросы в части налогообложения внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом по указанному вопросу в Департамент поступают также предложения о нецелесообразности изменения действующего порядка уплаты НДФЛ.

В этой связи указанное предложение требует дополнительного обоснования и согласования.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ