Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 15.09.2021 рассмотрела обращение ООО по вопросу исчисления акциза при смешении товаров и сообщает следующее.
На основании пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Минфин России в письмах от 11.03.2020 № 03-13-12/19201, от 11.08.2020 № 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 № 03-13-08/98241 сообщил, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). А именно, в результате смешения объемы компонентов из числа подакцизных товаров со ставкой акциза на ту же единицу измерения ниже, чем ставка акциза на изготовленный таким способом подакцизный товар, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и, соответственно, формируют его произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют.
Данная позиция Минфина России поддержана решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими писем Минфина России от 11.03.2020 № 03-13-12/19201, от 11.08.2020 № 03-13-08/70101, от 11.11.2020 № 03-13-08/98241» по делу № АКПИ21-416, которое оставлено без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 № АПЛ21-367.
Кроме того, в письме Минфина России от 14.09.2021 № 03-13-08/74634 указано, что данные Минфином России разъяснения не изменяют и не дополняют законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а воспроизведенные в письмах конкретные нормы Кодекса и сопутствующая им интерпретация соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и не устанавливают предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила.
В этой связи разъяснения, данные письмами Минфина России от 11.08.2020 № 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 № 03-13-08/98241, не могут рассматриваться в качестве нормативного регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН