Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 01.02.2022 о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций (далее — налог) организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), и рекомендует учитывать следующее.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение порядка исчисления и уплаты налога. Вместе с тем по рассматриваемому вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Согласно статье 378.2 Кодекса к облагаемым налогом по кадастровой стоимости объектам недвижимого имущества отнесены, в частности:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 387.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, применяющая УСН организация в отношении принадлежащих ей на праве собственности или праве хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, должна определять налоговую базу по налогу исходя из кадастровой стоимости этих объектов при условии принятия в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса закона субъекта Российской Федерации. Кроме того, в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, условием налогообложения по кадастровой стоимости является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень).
Согласно подпункту 4 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества.
С учетом изложенного применяющая УСН организация, владеющая включенным в Перечень объектом недвижимого имущества на праве общей долевой собственности, исчисляет сумму налога в отношении указанного объекта пропорционально доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества.
По вопросу об основаниях внесения сведений в Перечень рекомендуем обращаться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий Перечень.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК