Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России от 10.02.2022 по вопросу о прекращении исчисления налога на имущество организаций (далее — налог) в случае реорганизации юридического лица в форме выделения при условии определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
В свою очередь, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса в случае, если налоговая база по налогу определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, далее — ЕГРН), объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет, снятию с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
На основе данных указанного учета ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков, включающий сведения о принадлежащих организации объектах недвижимого имущества (пункт 8 статьи 84 Кодекса, подпункт 20 пункта 1, подпункт 21 пункта 2 приложения к Порядку ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденному приказом Минфина России от 22.06.2017 № 99н).
Таким образом, прекращение исчисления налога в случае, указанном в письме УФНС России (при условии определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения), осуществляется на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и подтверждающих снятие с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ему налогооблагаемых объектов недвижимого имущества (в рассматриваемом случае - нежилых помещений).
В свою очередь, в соответствии с пунктами 14, 15 Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.2020 № 329н, снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежавшего ей недвижимого имущества осуществляется в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, либо в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в связи с прекращением деятельности организации, в том числе в результате реорганизации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вопрос об основаниях снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимого имущества относится к компетенции Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России.
В свою очередь, исходя из пункта 4 статьи 58, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 50, пункта 1 статьи 373, подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса полагаем верным согласиться с позицией УФНС России о возможности использования оснований, содержащихся в разъяснениях Минфина России (письмо от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 31.08.2018 № БС-4-21/16895@), применительно к выводу о том, что при реорганизации организации в форме выделения обязанность по уплате налога возникает у выделенной организации с даты внесения в ЕГРН записи о праве собственности (хозяйственного ведения) у этой организации на объект недвижимости, облагаемый налогом исходя из налоговой базы в виде кадастровой стоимости.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК