О применении налога на добавленную стоимость при реализации товаров (жестяных банок), поставляемых с территории РФ в район промысла судна, находящегося в исключительной экономической зоне РФ, а также при оказании услуг по перевозке таких товаров

Министерство финансов РФ письмо от 15.04.2022 № 03-07-08/33248
| официальная переписка | печать

Вопрос: Общество 1 (далее — Продавец) - производитель жестяных банок на заводе, размещенном на территории РФ (юридическое лицо, зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ), осуществляет поставку товара Обществу 2 (далее — Покупатель) (юридическое лицо, зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ), владельцу плавательной базы, осуществляющей переработку уловов и выпуск консервированной рыбы «в море», в том числе за пределами РФ.

Предмет сделки — поставка жестяных банок, необходимых для производства консервной продукции.

Согласно условиям договора поставки жестяных банок переход права собственности на реализуемый товар от Продавца Покупателю осуществлен с борта транспортного судна контрагента-перевозчика на борт судна Покупателя, находящегося в момент передачи товара за пределами 12-мильной зоны РФ в исключительной экономической зоне РФ (далее - ИЭЗ РФ). В перевозочных документах (коносамент) указывается пункт погрузки - порт Приморского края, пункт назначения — географические координаты в Тихом океане.

По какой ставке НДС облагается реализация жестяных банок при условиях поставки товара из порта Приморского края в район промысла на борт судна Покупателя жестяных банок — резидента РФ, находящегося за пределами 12-мильной зоны в ИЭЗ РФ?

По какой ставке НДС облагается услуга доставки жестяных банок при условиях поставки товара из порта Приморского края в район промысла на борт судна Покупателя жестяных банок - резидента РФ, находящегося за пределами 12-мильной зоны в ИЭЗ РФ?

 

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (жестяных банок), поставляемых с территории Российской Федерации в район промысла судна, находящегося в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при оказании услуг по перевозке таких товаров Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара признается территория Российской Федерации, в случае если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, местом реализации товаров, поставляемых с территории Российской Федерации в район промысла судна, находящегося в исключительной экономической зоне Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такая реализация является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Ставки налога на добавленную стоимость, применяемые при реализации товаров на территории Российской Федерации, установлены статьей 164 Кодекса.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе контракта (копии контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, при реализации российской организацией товаров (жестяных банок) по договору с другой российской организацией, поставляемых с территории Российской Федерации в район промысла судна, находящегося в исключительной экономической зоне Российской Федерации, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и, соответственно, такие товары подлежат налогообложению по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Что касается услуг по перевозке вышеуказанных товаров, то согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. При этом в целях налога на добавленную стоимость под международными перевозками понимаются перевозки, в том числе морскими судами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется в том числе копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа места убытия.

Таким образом, применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке товаров, поставляемых с территории Российской Федерации в район промысла судна, находящегося в исключительной экономической зоне Российской Федерации, нормами Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ