Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО от 27.04.2022 по вопросу применения порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций (далее — налог, налоговая льгота), предусмотренного пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —Кодекс), и сообщает следующее.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм законодательства о порядке предоставления налоговых льгот по налогу. Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Согласно пункту 8 статьи 382 Кодекса налогоплательщики налога - российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, в отношении объектов налогообложения по налогу, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы (далее — заявление о налоговой льготе), а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Форма заявления о налоговой льготе, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждены приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.
Для целей предоставления налоговой льготы в соответствии с заявлением о налоговой льготе налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу, поскольку в уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания ее предоставления (пункт 3 статьи 361.1, пункт 8 статьи 382 Кодекса). В противном случае в отношении документально не подтвержденного периода действия налоговой льготы направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
Согласно пункту 8 статьи 382 Кодекса в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
С учетом изложенного представление заявления о налоговой льготе с указанием соответствующего периода ее действия относится к полномочиям налогоплательщика и осуществляется по его усмотрению.
Уплата авансовых платежей по налогу не связывается статьей 383 Кодекса с обязательным представлением заявления о налоговой льготе.
В то же время следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 386 Кодекса начиная с 2023 года в целях обеспечения контроля полноты уплаты налога в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговыми органами налогоплательщикам - российским организациям направляются сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения (далее — сообщения).
Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о налоговой льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготs, в сообщении будет отражена сумма налога без применения налоговой льготы.
В дальнейшем в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 6 статьи 386 Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, в том числе подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы за период, указанный в сообщении. Однако, если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена налоговая льгота, налогоплательщик несет риски предусмотренных Кодексом последствий неуплаты (неполной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК