В Федеральную налоговую службу поступили письма от 31.05.2022 и от 11.07.2022 об основаниях прекращения налогообложения объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в случае их принудительного изъятия у собственника.
Учитывая полномочия Минфина России, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, а также обязанность налоговых органов руководствоваться указанными разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), просим направить разъяснения по следующему вопросу.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (далее — вещные права), если иное не установлено статьей 388 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) возникновение и прекращение вещных прав на земельные участки подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (далее — реестр).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в реестр, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Ранее пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливал, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 названного Постановления (в отношении вещных прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, и вещных прав, переходящих при универсальном правопреемстве), плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП (в настоящее время — ЕГРН) указано как обладающее вещным правом на земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента государственной регистрации за ним вещного права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о вещном праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная позиция отражена и в письме Минфина России от 22.12.2011 № 03-05-05-02/67.
Применительно к обращению взыскания на имущество по обязательствам собственника необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 237 Гражданского кодекса право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 Налогового кодекса (в том числе сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество).
Особенностей исчисления земельного налога в связи с принудительным изъятием у собственника земельного участка Налоговый кодекс не содержит.
Таким образом, по мнению Федеральной налоговой службы, принудительное изъятие у собственника земельного участка является основанием для прекращения его налогообложения с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок, определяемой на основании сведений, представленных в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.
Учитывая, что налогообложение иных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, обусловлено исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 374 и статьи 400 Налогового кодекса наличием у налогоплательщика права собственности на такие объекты, полагаем обоснованным применять вышеуказанный вывод о прекращении налогообложения и для случая принудительного изъятия у собственника иных объектов недвижимого имущества.
Просим сообщить позицию Минфина России по вопросу об основаниях прекращения налогообложения объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в случае их принудительного изъятия у собственника.
Разъяснения планируется довести для применения налоговым органам.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК