Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Росреестра от 03.08.2022 № 13-6652-АБ/22 (вх. № 221591/В от 03.08.2022) по вопросу об установлении налоговых льгот по земельному налогу (далее — налог) и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), относящихся к установлению налоговых льгот по налогу. Вместе с тем полагаем возможным рекомендовать учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.
Министерство финансов Российской Федерации, действуя в качестве органа, уполномоченного пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, неоднократно сообщало (в том числе письма от 20.11.2007 № 03-05-05-02/72, от 14.07.2008 № 03-02-07/1-280, от 22.10.2008 № 03-05-04-01/36, от 25.05.2017 № 03-05-04-02/32049) следующее.
Используемое в пункте 1 статьи 56 Кодекса обобщенное понятие «категория налогоплательщиков» Кодексом не определено. Вместе с тем из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Например, к таким признакам Минфин России относил виды экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; организации, осуществляющие инвестиции в производственные основные средства; лиц, проживающих в жилых домах, расположенных в различных зонах в составе жилых зон, и т.п.
Учитывая указанное, полагаем, что в отношении категорий налогоплательщиков, которые приобрели налогооблагаемые земельные участки, образованные после 1 января 2023 г., а также земельные участки, изменение характеристик которых повлекло изменение в течение налогового (отчетного) периода их кадастровой стоимости, могут устанавливаться льготы по налогу исходя из полномочий представительных органов муниципальных образований, предусмотренных пунктом 2 статьи 387 Кодекса.
Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК