Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 05.07.2022, содержащее предложение по продлению периода действия пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), и сообщает следующее.
В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности в рамках ТОСЭР, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов (статья 284.4 НК РФ).
Также в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль, ставка по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Учитывая изложенное, льготный период применения пониженных ставок налога на прибыль резидентами ТОСЭР составляет не менее 10 лет.
По нашему мнению, указанный период применения льготного периода не требует изменения, так как он стимулирует инвесторов к более эффективному осуществлению капитальных вложений и скорейшему получению прибыли.
При этом следует учесть, что действующей редакцией статьи 284.4 НК РФ установлена отсрочка начала исчисления периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль в зависимости от суммы капитальных вложений, осуществленных резидентом ТОСЭР.
Также следует отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем стимулирование организаций в части налога на прибыль может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.
При этом обращаем внимание, что на совещании с членами Правительства Российской Федерации 10.03.2022 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, отмечаем, что при принятии решения о введении новых (расширении) механизмов налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности уже существующих форм государственной поддержки, в том числе налоговых льгот (преференций), в соответствующей сфере деятельности. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
Вместе с тем в представленных материалах не содержится экономического обоснования предлагаемого мероприятия, в том числе параметров, которые будут достигнуты в случае его реализации, расчетов сумм, на которые сократятся доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы федерального бюджета, источников их компенсации.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ