Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 19.07.2022, и по предложениям, связанным с налогообложением налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогом на доходы физических лиц, сообщает следующее.
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. Поступления от НДС составляют более трети доходов федерального бюджета.
Порядок применения НДС регулируется нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
По своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий.
Таким образом, НДС является налогом, который включается в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет налогоплательщиком-продавцом за счет средств, получаемых от покупателей товаров (работ, услуг).
В настоящее время в Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрены пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение товаров (работ, услуг) социального характера.
В целях поддержки экспорта товаров, произведенных в Российской Федерации, а также наиболее значимых отраслей экономики применяется ставка НДС в размере 0 процентов. Это способствует поддержанию и росту производства внутри страны, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговую базу по другим налогам и взносам, поступающим в бюджеты различных уровней.
Отмена НДС приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку бизнеса в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации.
Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы, неотъемлемой частью которой является НДС. Поэтому, например, отмена данного налога, то есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участниках налоговых отношений.
Следует отметить, что, как показывает практика применения НДС, отмена данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).
Что касается налога на доходы физических лиц, то сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В отношении большинства видов доходов, не превышающих 5 млн рублей за год, установлена единая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
При этом с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период», предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 млн рублей в год.
Законопроектов, предусматривающих дальнейшее повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, не разрабатывается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ