Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ПАО от 12.07.2022 и сообщает следующее.
Статьей 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из способов, установленных указанной статьей.
В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании может определяться по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год.
Пунктом 1.1 статьи 309.1 Кодекса предусмотрено, что определение прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи, осуществляется при выполнении одного из следующих условий:
1) постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией;
2) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
Кроме того, определение прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса, осуществляется с учетом следующих требований, установленных пунктом 1.2 указанной статьи:
1) в целях определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании.
В случае если личным законом контролируемой иностранной компании не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой контролируемой иностранной компании определяется по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам;
2) если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой контролируемой иностранной компании в целях Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.
Таким образом, для целей определения прибыли контролируемой иностранной компании может быть использовано аудиторское заключение, которое составлено в соответствии с требованиями международных стандартов аудита.
При этом обращаем внимание, что Кодекс не содержит требований о местонахождении лица, осуществляющего аудит.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместители директора Департамента
А.А.СМИРНОВ