Вопрос: Банк выражает свое уважение и предлагает предоставить разъяснения по следующему вопросу в части применения законодательства Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах (пп. 12.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Согласно абз. 2 пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории РФ оказание услуг брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности.
Понятие «брокерская деятельность», требования к брокерской деятельности, а также особенности ее ведения закреплены в ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее Закон о рынке ЦБ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рынке ЦБ брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом.
В соответствии с п. 3.1 ст. 3 Закона о рынке ЦБ устанавливается особый порядок работы с денежными средствами клиентов для случаев, когда брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой. Кроме того, согласно п. 3.2 ст. 3 Закона о рынке ЦБ договором о брокерском обслуживании может быть предусмотрено право клиента передавать брокеру драгоценные металлы, в том числе в качестве обеспечения своих обязательств перед брокером.
Таким образом, Закон о рынке ЦБ предоставляет возможность совершения брокерами операций с драгоценными металлами. В то же время ограничительные положения по применению п. п. 3.1, 3.2 ст. 3 Закона о рынке ЦБ, установленные для кредитных организаций в п. 3.5 ст. 3 Закона о рынке ЦБ, по мнению банка, относятся исключительно к требованиям о порядке учета операций с драгоценными металлами и валютой, которые должны предъявляться только к брокерам, не являющимся кредитными организациями, поскольку для кредитных организаций действуют иные правила, установленные Банком России.
Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) к участию в организованных торгах товаром допускаются брокеры, действующие в интересах и за счет другого лица, при наличии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом согласно п. 1 ст. 4 Закона об организованных торгах торги проводятся по правилам, устанавливаемым организатором торгов и зарегистрированным Банком России. Такие правила в том числе должны содержать требования к участникам торгов и порядок их доступа к торгам (пп. 1, 4 п. 3 ст. 4 Закона об организованных торгах).
В частности, правила проведения торгов в валютной секции ПАО «Московская Биржа» прямо предусматривают, что наличие брокерской лицензии в том числе является необходимым условием для допуска кредитной организации к участию в торгах на рынке драгоценных металлов (ст. 02.02 Правил, утвержденных решением Наблюдательного совета ПАО «Московская Биржа» 25.03.2022 и зарегистрированных Банком России 28.04.2022).
Таким образом, исходя из системного толкования положений ст. 3 Закона о рынке ЦБ и п. 2 ст. 16 Закона об организованных торгах, по мнению Банка, услуги брокера включают совершение не только сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, но и биржевых сделок с драгоценными металлами.
Учитывая вышеизложенное, распространяются ли положения абз. 2 пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ на деятельность кредитных организаций, имеющих соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление брокерской деятельности, в части брокерских операций таких кредитных организаций по совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов на организованных торгах?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых банком, имеющим в том числе лицензию на осуществление брокерской деятельности, сообщает.
Согласно абзацу второму подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон № 39-ФЗ) брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее — договор о брокерском обслуживании).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.
Пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что, если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании.
В связи с этим, если перечнем услуг, оказываемых банком в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотрены услуги по исполнению поручений клиентов на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, такие услуги, оказываемые банком на основании договора о брокерском обслуживании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом необходимо отметить, что осуществляемые указанным банком по поручению клиентов сделки с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ