О налоге на прибыль с доходов турецкой организации от эксплуатации морских судов в международных перевозках от источников в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 29.12.2022 № 03-08-05/129653
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел от 21.10.2022 и по вопросу применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах сообщает, что ввиду недостаточности в обращении информации не представляется возможным подготовить ответ по существу.

Одновременно сообщаем, что порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса, в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

При этом соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, заключенные с иными государствами, являются результатом взаимных договоренностей, учитывающих уровень торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества договаривающихся государств, в связи с чем их положения могут отличаться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее — Соглашение) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства, полученная из другого Договаривающегося Государства от эксплуатации морских судов в международных перевозках, подлежит налогообложению в первом упомянутом Государстве. Однако такая прибыль может также облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого другого Государства, но налог, взимаемый в этом другом Государстве с такой прибыли, должен уменьшаться на 50 процентов.

Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 8 Соглашения, выплачиваемый от источников в Российской Федерации доход турецкой организации от эксплуатации морских судов в международных перевозках подлежит налогообложению в Российской Федерации по ставке 5% (50% от ставки 10%, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса).

Выражение «может также облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве» означает, что данному государству предоставлено первоочередное право взимать налог с такого дохода, если это предусмотрено его национальным законодательством. В то же время государство, лицом с постоянным местопребыванием в котором является получатель дохода, также вправе применить положения своего налогового законодательства к соответствующему виду дохода.

При этом устранение двойного налогообложения осуществляется согласно нормам статьи 22 Соглашения, которой предусмотрено, что, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход в другом Договаривающемся Государстве, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого упомянутого Государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговыми законами и правилами.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ