О запрете на регистрацию в ЕИС и участие в закупках офшорных компаний

Министерство финансов РФ письмо от 28.03.2023 № 24-06-06/26884
| официальная переписка | печать

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части конкретизации единых требований к участникам закупки, установленных заказчиком при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также проверки на соответствие установленным требованиям, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее — Закон № 255-ФЗ), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Законом № 255-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ не допускается регистрация офшорных компаний в единой информационной системе в сфере закупок в качестве участников закупок.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 (далее соответственно - Правила, Постановление № 60), участник закупки не регистрируется в единой информационной системе в сфере закупок в случае, если участник закупки является юридическим лицом, местом регистрации которого являются государство или территория, включаемые в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Также отмечаем: согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Департамент сообщает, что указанные в статье 31 Закона № 44-ФЗ требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (часть 7 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, положениями Постановления № 60 и части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлены, соответственно, запрет на регистрацию в единой информационной системе в сфере закупок участника закупки - юридического лица, местом регистрации которого является офшорная зона, а также запрет на участие в закупке офшорных компаний, в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем внесение предлагаемых изменений в Постановление № 60 и Закон № 44-ФЗ не требуется.

Дополнительно отмечаем, что Закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений по вопросам указания заказчиком единых требований в документах, составляемых при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также представления участником закупки подтверждающих информации и документов, в связи с чем заказчик самостоятельно принимает зависящие от него разумные и законные меры для заключения контракта с участником закупки, соответствующим единым требованиям.

 

Заместитель директора Департамента

Д.А.ГОТОВЦЕВ