Вопрос: Федеральным законом от 29.12.2022 № 596-ФЗ внесены изменения в пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, согласно которым с 1 апреля 2023 г. реализация АО, которое является организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, драгоценных металлов в слитках физическим лицам освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В АО планируется производство мерных слитков из золота массой от 1 до 500 г. и массовой долей золота 99,9% для их последующей реализации физическим лицам.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «Слитки золотые мерные», утвержденному и введенному в действие Приказом Росстандарта от 29.09.2020 № 680-ст (далее – ГОСТ 51572-2020), каждый мерный слиток должен сопровождаться сертификатом изготовителя, содержащим технические характеристики и параметры слитка, подтверждающим соответствие мерного слитка ГОСТ 51572-2020, и упакован в индивидуальный пакет из полиэтиленовой пленки.
АО разработало вариант упаковки слитков в прозрачную пленку с одновременным вложением в нее мерного слитка и сертификата с индивидуализированными данными по нему, предусмотренными ГОСТ 51572-2020.
Прозрачная пленка с сертификатом и вложенным в него слитком запаиваются по контуру слитка и по краю сертификата с целью исключения возможного вскрытия упаковки и защиты мерного слитка от возможных манипуляций с ним. То есть слиток и сам сертификат в пропаянной прозрачной пленке неразделимы и являются единым целым. Такой вариант упаковки в случае отсутствия следов вскрытия или повреждения дает возможность осуществлять обратный выкуп без осуществления экспертизы самого слитка.
С 1 апреля 2023 г. стоимость операций по реализации АО мерных слитков из золота физическим лицам, на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, не облагается НДС. Реализация мерных слитков из золота планируется с приложением обязательного сертификата в пропаянной прозрачной пленке, который неотделим от слитка.
В связи с этим правомерно ли освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость с 1 апреля 2023 г. операций по реализации АО мерных слитков из золота физическим лицам на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, учитывая, что стоимость изготовления сертификата и его защиты не может быть выделена отдельно, так как является неразделимым целым с самим слитком?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации слитков драгоценных металлов в защитной упаковке организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Так, на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 596-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу части 6 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») с 1 апреля 2023 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации драгоценных металлов в слитках организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
Статьей 485 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. При этом нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено применение налога на добавленную стоимость по отдельным составляющим договорной цены товара.
Таким образом, с 1 апреля 2023 года реализация организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, драгоценных металлов в слитках физическим лицам по ценам, включающим стоимость защитной упаковки, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость согласно вышеуказанному подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ