Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 04.05.2023 и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия), в том числе органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также по разъяснению решений суда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее —БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее— Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Федеральным законом № 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, а также то, что суть вопросов сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Кроме того, из содержания обращения не представляется возможным определить, какие именно права и свободы лично Вас как гражданина Российской Федерации были нарушены.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее — федеральные стандарты).
Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), а также порядок оформления их результатов установлены федеральным стандартом "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее — Стандарт № 1235).
Пунктами 50 - 52 Стандарта № 1235 установлены обязательные требования к содержанию акта, которые должны соблюдаться органами контроля при оформлении результатов проведенных контрольных мероприятий (проверок и ревизий).
Форма акта, оформляемого по результатам выездных и камеральных проверок, ревизий, а также встречных проверок, утверждена приказом Минфина России от 30.12.2020 № 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (далее — приказ № 340н).
Согласно положениям Приказа N 340н во вступительной части акта в обязательном порядке указывается информация о контрольном мероприятии, а в случае проведения встречной проверки также указываются наименование и основание проведения камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которой проводится встречная проверка. Содержательная часть акта подлежит составлению в том числе в соответствии с требованиями пунктов 50 - 52 Стандарта № 1235.
При этом обращаем внимание, что согласно положениям пункта 46 Стандарта № 1235 при проведении встречной проверки в отношении юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя (объекта встречной проверки) проводятся контрольные действия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных исключительно с деятельностью объекта контроля.
Таким образом, органу контроля при решении вопроса об указании в акте, оформляемом по результатам проведенных камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), встречной проверки, информации о счетах в кредитных организациях, лицевых счетах в органах Федерального казначейства, открытых объекту контроля, объекту встречной проверки, о должностных лицах объекта контроля, имевших право подписи денежных и расчетных документов, информации о результатах встречных проверок, проведенных в рамках камеральных или выездных проверок, следует руководствоваться требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов.
Заместитель директора Департамента
С.С.БЫЧКОВ