Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 01.06.2023 об основаниях определения налоговой ставки по земельному налогу (далее — налог) в отношении садовых земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не относится предоставление официальных (общеобязательных для всех участников налоговых правоотношений) разъяснений норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Вместе с тем полагаем возможным направить в качестве информационно-рекомендательной следующую позицию.
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения садоводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса) земельных участков налоговая ставка по налогу не может превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Кодекс не содержит исчерпывающий перечень документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности.
В частности, к таким документам (сведениям) относятся сведения, указанные в подпункте 2 пункта 18 статьи 396 Кодекса, полученные налоговыми органами от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, а также могут относиться сведения, представленные в налоговые органы органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (например, по запросу налогового органа), материалы проверок правоохранительных органов, полученные налоговым органом в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в полученной налоговым органом налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.д.
Данная позиция применялась ФНС России (в том числе письма от 03.07.2020 № СД-4-3/10778, от 16.07.2020 № БС-4-21/11511@, от 18.02.2022 № БС-4-21/1989@, от 16.09.2022 № БС-4-21/12304@) и Минфином России (письмо от 17.02.2022 № 03-05-04-02/11500).
При этом, по мнению ФНС России, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Соответствующие положения включены в проект Федерального закона № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 1413-р.
Настоящее письмо имеет информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК