Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Ассоциации от 20.07.2023 о предложениях по дополнению Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положениями о необходимости доведения информации по пересмотру и началу применения измененной кадастровой стоимости в срок, позволяющий плательщикам налога на имущество организаций (далее — налог) учесть изменения при расчетах с бюджетом, и сообщает.
Вопросы правового регулирования, касающиеся информирования о результатах государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости, не относятся к полномочиям ФНС России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Вместе с тем по вопросам, содержащимся в обращении, полагаем возможным направить следующую позицию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях обеспечения полноты уплаты налога в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам - российским организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее — сообщения) в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, которые предусмотрены пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса.
Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, полученные от органов Росреестра в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Кодекса и приказом Росреестра № П/0131, ФНС России № ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества».
В сообщении указываются данные об объектах налогообложения, включая значение кадастровой стоимости, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога (пункт 5 статьи 363 Кодекса, приказ ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@ «Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога»).
Периодичность направления сообщений установлена пунктом 4 статьи 363 Кодекса исходя из оснований для их формирования, в т.ч.:
- не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за истекший указанный налоговый период;
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
Таким образом, Кодексом предусмотрены механизмы периодического информирования налоговым органом организаций о налоговой базе (кадастровой стоимости), использованной для исчисления налога.
Рассматриваемое предложение Ассоциации не описывает планируемый порядок дополнительного информирования об изменении значения кадастровой стоимости, субъектов такого информирования и его сроки, притом что наряду с перечисленными нормами Кодекса сведения о кадастровой стоимости могут быть получены на безвозмездной основе по запросам любых лиц в соответствии с частью 4 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С учетом изложенного, по мнению ФНС России, рассматриваемое предложение целесообразно доработать.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК