Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ПАО от 14.12.2023, зарегистрированное в Минфине России 18.12.2023, и сообщает следующее.
1. Согласно статье 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
Необходимо отметить, что к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), применяются положения статей 105.14 и 105.16 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу статьи 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 539-ФЗ).
С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу статьи 1 Федерального закона № 539-ФЗ) к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса (далее - Перечень). Указанные сделки признаются в целях Кодекса контролируемыми, если сумма доходов по этим сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 120 миллионов рублей (абзац первый пункта 3 статьи 105.14 Кодекса).
С 1 июля 2023 года вступил в силу приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (далее - приказ Минфина России № 86н), в соответствии с которым Перечень был расширен.
По вопросу применения положений приказа Минфина России № 86н Минфином России даны разъяснения, которые направлены в адрес ФНС России письмом от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 с просьбой довести соответствующие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования их в работе.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 и основанной на положениях пункта 5 статьи 5 Кодекса, положения приказа Минфина России № 86н в части расширения Перечня на государства (территории), которые не были включены в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н и действовавший по состоянию на 30 июня 2023 года, применяются с 1 января 2024 года. Соответственно, указанные положения приказа Минфина России № 86н не могут быть применены в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса в 2023 году (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), в целях признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.
2. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами определены статьей 105.3 Кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 105.3 Кодекса в случае, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.
В частности, иные правила определения цены установлены главой 25 Кодекса для сделок, предметом которых являются ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Следовательно, при определении цен по таким сделкам следует руководствоваться положениями главы 25 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной главой.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ