В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 12 апреля 2024 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение анализа договоров на реализацию драгоценных металлов в слитках, заключаемых банком с брокером, а также договоров о брокерском обслуживании, заключаемых брокером с физическими лицами.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация драгоценных металлов в слитках банками физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, если сделка купли-продажи драгоценных металлов в слитках совершается между банком и юридическим лицом (поверенным, агентом), действующим от имени и по поручению физического лица (доверителя, принципала) на основании договора поручения либо агентского договора, то права и обязанности по такой сделке возникают непосредственно у физического лица (доверителя, принципала). В связи с этим реализация банком драгоценных металлов в слитках по указанной сделке купли-продажи освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В случае если сделка купли-продажи драгоценных металлов в слитках совершается между банком и юридическим лицом (комиссионером, агентом), действующим от своего имени и по поручению физического лица (комитента, принципала) на основании договора комиссии либо агентского договора, то по такой сделке приобретает права и становится обязанным данное юридическое лицо (комиссионер, агент), несмотря на то что физическое лицо (комитент, принципал) названо в данной сделке купли-продажи драгоценных металлов в слитках. Поэтому освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, при реализации банком драгоценных металлов в слитках юридическому лицу (комиссионеру, агенту), действующему от своего имени и по поручению физического лица (комитента, принципала) на основании договора комиссии либо агентского договора, не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА