Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по поручению Федеральной налоговой службы от 07.06.2024 рассмотрело интернет-обращение от 06.06.2024 (вложение - обращение от 06.06.2024) и сообщает следующее.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
В этой связи в рамках предоставления налоговыми органами государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов оценка конкретных хозяйственных операций не осуществляется и консультационные услуги не оказываются.
Также следует учитывать, что, в случае если налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, что предусмотрено статьей 26 Кодекса, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Учитывая, что интернет-обращение содержит вопросы применения налога на добавленную стоимость юридическим лицом (ООО), при этом не представлен документ, подтверждающий полномочия действовать в качестве представителя указанного налогоплательщика, отсутствуют основания, по которым налоговые органы обязаны осуществлять информирование по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно абзацу двенадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, к которым относятся в том числе услуги по предоставлению прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации.
Пунктом 10.1 статьи 174.2 Кодекса предусмотрено, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 данной статьи.
Таким образом, при приобретении российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.
При этом особенностей исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость налоговым агентом в зависимости от статуса организации нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.
Также сообщается: взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме налогоплательщиком одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС с 01.04.2024 осуществляется в порядке, предусмотренном приложением к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
Дополнительно информируем, что контроль за правильностью применения налогоплательщиком, а также налоговым агентом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется налоговым органом при проведении налогового контроля в порядке и формах, предусмотренных Кодексом.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Е.А.КРУГЛОВА