«О привлечении налогоплательщиков НПД для работ (услуг) в магазинах, в том числе на срок более трех месяцев, путем создания собственной платформы найма работников»

Федеральная налоговая служба письмо от 11.11.2024 № АБ-4-20/12835@
| официальная переписка | печать
ФНС России, рассмотрев обращение ООО от 17.10.2024 по вопросам взаимодействия с налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики НПД) в рамках осуществления предпринимательской деятельности, сообщает следующее.
1. По вопросу привлечения налогоплательщиков НПД для осуществления работ (услуг), в том числе на срок более 3 месяцев или через электронные платформы найма сотрудников, сообщается, что порядок применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" установлен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ).
Ограничения на применение специального налогового режима НПД изложены в части 2 статьи 4 и статье 6 Федерального закона № 422-ФЗ, в том числе запрет на отражение налогоплательщиком НПД доходов, полученных в рамках трудовых отношений. Иных ограничений, в том числе по срокам взаимодействия с налогоплательщиками НПД и способам их привлечения, Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено. Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. В рамках применения специального налогового режима НПД сведения о доходах налогоплательщиков НПД и источниках их выплат поступают в ФНС России в режиме реального времени, что позволяет проводить автоматизированный анализ критериев, которые в совокупности могут свидетельствовать о наличии рисков использования организациями схем незаконной налоговой оптимизации, включая подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. К критериям подмены трудовых отношений можно отнести: - график периодичности выплат; - объем выплат в отношении налогоплательщиков НПД; - долю доходов от общей массы доходов налогоплательщиков НПД; - постоянство взаимоотношений с организациями; - предыдущие места работы самозанятых; - связи текущих заказчиков налогоплательщиков НПД с их бывшими работодателями и др. Таким образом, оценка хозяйственной деятельности организации осуществляется в комплексе, с применением риск-ориентированного подхода. Соответствие организации изложенным критериям может являться основанием для проведения мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов.
Учитывая изложенное, организациям при взаимодействии с налогоплательщиками НПД необходимо проявлять должную осмотрительность и самостоятельно исследовать возможные риски.
2. По вопросу возможного создания собственной платформы для привлечения налогоплательщиков НПД в магазины и требований к ней сообщается, что законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не регламентируются вопросы создания платформ для привлечения налогоплательщиков НПД. Вместе с тем ФНС России для целей Федерального закона N 422-ФЗ разработан открытый API (программный интерфейс приложения), с помощью которого кредитные организации и операторы электронных площадок (далее - Партнеры) могут интегрировать функциональность приложения "Мой налог" в свои программные продукты. Партнеры осуществляют информационный обмен с налоговыми органами в соответствии с требованиями (критериями), указанными в протоколе информационного обмена, размещенном ФНС России на официальном сайте в сети Интернет по адресу: https://npd.nalog.ru/ в разделе "Налог на профессиональный доход / Информационные материалы".

 Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
 А.В.БУДАРИН