В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 22 октября 2024 г., о применении с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в случае если в 2024 году данная организация была преобразована из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму (далее соответственно - НДС, УСН), Департамент налоговой политики сообщает.
С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21"Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом не превысила в совокупности 60 млн руб.
Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица" Гражданского кодекса не применяются.
Таким образом, юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Соответственно, само по себе преобразование одного юридического лица в другое не влечет налоговых последствий, за исключением тех, которые прямо следуют из законодательства.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Установление в налоговом законодательстве применительно к конкретному налогу такого временного параметра, как налоговый (отчетный) период, направлено на однозначное определение совокупности налогозначимых операций (фактов), имевших место в деятельности налогоплательщика в течение этого периода ( Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № 305-КГ17-6981).
Для целей УСН, как это предусмотрено в статье 346.19 главы 26. 2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом как положения статьи 55 Кодекса, так и положения иных норм Кодекса прямо не регламентируют особенности исчисления налогового периода применительно к УСН при преобразовании одного юридического лица в другое.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Соответственно, для целей пункт 1 статьи 145 и главы 26.2 Кодекса исчисление доходов с начала отчетного (налогового) периода имеет экономическое основание - отграничение субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на применение соответствующего специального налогового режима, от прочих субъектов. Преобразование одного юридического лица в другое налогозначимых для УСН экономических последствий не влечет, вследствие чего в отсутствие прямых указаний в налоговом законодательстве не может влиять на установленный способ исчисления доходов. При ином подходе допустимое гражданским законодательством многократное преобразование организации из одной организационно-правовой формы в другую в течение календарного года каждый раз предполагало бы и возможность нового учета доходов для целей УСН и НДС, что, очевидно, не согласуется с целями данного специального налогового режима.
Таким образом, сущность конструкции коммерческой организации, в том числе подвергшейся преобразованию из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму, для целей пункта 1 статьи 145 и главы 26.2 Кодекса предполагает учет доходов с начала отчетного (налогового) периода, то есть в настоящем случае с 1 января 2024 г. Соответственно, обязанность организации, преобразованной из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму, по определению суммы доходов за 2024 г. существует без изменения с 1 января 2024 г.
Также отмечаем, что данной правоприменительной практики придерживается в том числе Экономическая коллегия Верховного Суда Российской Федерации ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2023 г. N 302-ЭС23-2531).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Другие письма Минфина:
Письмо Минфина России от 11.12.2024 № 03-12-11/5/124819 <Об НДС с 01.01.2025 при оказании организацией, применяющей УСН, услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению>
|
Если с 1 января 2025 г. организация, применяющая УСН, не будет иметь оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, то услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению, оказываемые этой организацией, будут подлежать налогообложению НДС. Минфин сообщает, что на основании п. 8 ст. 164 НК РФ в редакции Федерального закона № 176-ФЗ с 1 января 2025 г. организации, применяющие УСН, у которых сумма доходов превышает 60 млн руб., при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вправе производить налогообложение соответствующих операций по ставкам НДС в размере 5 или 7 процентов при соблюдении условий, установленных указанным п. 8 ст. 164 НК РФ.
|
Письмо Минфина России от 16.12.2024 № 03-11-09/127081 <Об учете стоимости российского высокотехнологичного оборудования при расчете ограничения по остаточной стоимости ОС в целях применения УСН с 01.01.2025>
|
В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 200 млн руб. В целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом не учитывается стоимость российского высокотехнологичного оборудования, перечень которого утверждается Правительством РФ. При отнесении основных средств к российскому высокотехнологичному оборудованию налогоплательщики могут применять Перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 № 1937-р.
|