Организация несвоевременно (просрочка составила 1 день) представила налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 г. Правомерно ли в данном случае привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ?
В Департаменте налоговой и таможеннотарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г. и сообщается следующее.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на налогоплательщика возложена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 289 Кодекса установлено, что налогоплательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном названной статьей.
Пунктом 1 ст. 80 Кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 № 137ФЗ) разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет авансового платежа».
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация подлежит представлению в налоговые органы по месту учета каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа подлежит представлению в налоговые органы по месту учета в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу.
Таким образом, налоговая декларация и расчет авансового платежа — это два разных документа, подлежащие представлению налогоплательщиком по конкретному налогу в налоговый орган в целях осуществления им налогового контроля.
Статьей 119 Кодекса установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок налоговой декларации по конкретному налогу в налоговый орган по месту учета. Налоговая санкция за указанное налоговое правонарушение определена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.
В соответствии с п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71), предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.
Полагаем, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г., являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 Кодекса.
Полагаем, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г. наступает в соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможеннотарифной политики
С. РАЗГУЛИН