Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении посреднических услуг, оказываемых российской организацией иностранной организации на основании договора комиссии, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании пп. 5 п. 1 данной статьи Кодекса место реализации посреднических услуг, оказываемых по договору комиссии, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи Кодекса установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации, в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых российской организацией иностранной организации на основании договора комиссии, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст. 156 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора комиссии налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждения за исполнение указанного договора. При этом на основании ст. 164 Кодекса данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.
Что касается пп. 2 п. 1.1 ст. 148 Кодекса, упомянутого в письме, то его положения регламентируют порядок определения места реализации работ (услуг), непосредственно связанных с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом (монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание и т.п.), к которому посреднические услуги не относятся.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА