О налогообложении взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации

Министерство финансов РФ письмо от 14.07.2009 № 03-03-06/4/58
| официальная переписка | печать

Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ установлены требования к саморегулируемым организациям (СРО) в области строительства, предусматривающие, в частности, внесение в компенсационный фонд строительными организациями — членами СРО денежных средств при условии страхования ответственности. Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль указанные взносы в компенсационный фонд, уплачиваемые членами СРО?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон № 315‑ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов пред­принимательской деятельнос­ти исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», толь­ко при условии ее соответствия всем установленным Федеральным законом № 315-ФЗ требованиям.

К числу указанных требований, как это установлено подп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона № 315-ФЗ, относится, в частности, обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 315-ФЗ, и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, который согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 315‑ФЗ первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

Статьей 13 Федерального закона № 315-ФЗ предусмотрено также, что не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации. Взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 315-ФЗ сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в ст. 3 Федерального закона № 315-ФЗ требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления и документов по установленному указанной статьей перечню, в том числе документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных Федеральным законом № 315-ФЗ способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «вступительный взнос в саморегулируемую организацию», по нашему мнению, взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом № 315-ФЗ, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию.

Исходя из изложенного, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если указанные взносы удовлетворяют указанным выше требованиям.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН