Организация в рамках договора комиссии заключает контракты с иностранными поставщиками на приобретение товаров для комитента. После получения от комитента денежных средств в валюте РФ комиссионер в качестве аванса перечисляет иностранным поставщикам денежные средства в иностранной валюте, купленной комиссионером за счет средств, поступивших от комитента. Кроме того, комиссионер реализует товары комитента иностранным покупателям и получает от них в качестве предоплаты суммы авансов в иностранной валюте. Учитываются ли в налоговом учете комиссионера в целях налога на прибыль курсовые разницы по авансам, полученным и выданным комиссионером в рамках исполнения договора комиссии, а также суммовые разницы по расчетам с комитентом?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, возникающих у комиссионера в рамках исполнения договора комиссии, и сообщает следующее.
Отношения между принципалом и агентом регулируются главой 51 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом конкретных условий договора комиссии.
Так, согласно ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации комиссионер всегда осуществляет свою деятельность за счет комитента независимо от того, от чьего имени (комиссионера или комитента) совершаются сделки.
При этом согласно ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 316 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщиккомитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Таким образом, в целях регулирования налоговых правоотношений в обязанность комиссионера входит своевременное извещение комитента о совершенных им операциях.
В соответствии с подп. 9 п. 1
ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего организации как комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии. Кроме того, в составе доходов комиссионера не учитываются также суммы, полученные им от комитента в счет возмещения затрат, произведенных посредником в ходе исполнения этого договора (при условии, что такие затраты не включены им в состав расходов для целей налогообложения). Исключение составляет величина вознаграждения, полученная комиссионером от комитента.
Соответственно согласно п. 9 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Исходя из этого, комиссионер, исполняя определенные договором комиссии юридические и иные действия по поручению комитента, не ведет налоговый учет операций, совершенных им по договорам комиссии. Налоговый учет операций по указанным сделкам осуществляет комитент, который и определяет налоговую базу по совершенным операциям для исчисления налога на прибыль организаций и представления налоговой декларации в налоговый орган.
В то же время если комиссионер в рамках договора комиссии осуществляет расходы, не возмещаемые комитентом и соответственно не учитываемые в налоговом учете комитента, то, по нашему мнению, такие расходы комиссионер вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом указанные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 Кодекса и должны быть отражены в налоговом учете комиссионера.
Согласно п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса к внереализационным доходам и расходам относятся соответственно положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного налоговый учет курсовых разниц осуществляется комитентом в соответствии с положениями ст. 250 и 265 Кодекса в составе внереализационных доходов (расходов).
В частности, курсовые разницы (как положительные, так и отрицательные), возникающие по сумме аванса в иностранной валюте, купленной комиссионером за счет средств комитента и перечисленной поставщику в связи с исполнением поручения комитента, по нашему мнению, не отражаются в налоговом учете комиссионера, а подлежат учету для целей налогообложения прибыли у комитента в порядке, предусмотренном Кодексом. Указанное относится также к авансам в иностранной валюте, полученным комиссионером от покупателей товаров комитента, а также к суммовым разницам по расчетам с комитентом, не учитываемым у комиссионера.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационноразъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
И. ТРУНИН