О порядке налогового учета расходов, связанных с утилизацией товаров с истекшим сроком годности

Федеральная налоговая служба письмо от 16.06.2009 № 3-2-09/139
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) стоимость приобретения товаров учитывается в уменьшение доходов от реализации при реализации покупных товаров.

Из запроса следует, что организации — члены ассоциации осуществляют реализацию парфюмерно-косметических товаров.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) на парфюмерно-косметические товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В силу пункта 5 статьи 5 Закона продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Парфюмерная и косметическая продукция, сроки годности которой истекли, подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, установленном Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (далее — Положение), действие которого распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию (пункты 2, 18 Положения). Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1263.

В соответствии с пунктами 8, 10, 17 Положения экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и другие) продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией.

Результаты проведенной экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о несоответствии продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения.

Уничтожение продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об ее уничтожении.

Таким образом, несмотря на то, что операции уничтожения продукции торговыми организациями сами по себе не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации, определение государством необходимого порядка таких действий в случае истечения срока годности парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии фактически признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

В этой связи соблюдение организацией установленного Положением порядка проведения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является основанием для признания расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. В этом случае данные расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

В случае если организация не исполняет установленный порядок проведения экспертизы, изъятия из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, то операции по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям статьи 252 Кодекса.

Согласно положениям пунктов 15 и 18 Положения ответственность за передачу продукции, запрещенной для употребления, для дальнейшего использования или ее уничтожения возложена на владельца продукции. Таким образом, аналогичный указанному выше порядок применяется и в случае изъятия из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности их производителем.

Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо Минфина России от 06.03.2008 № 03-03-05/20).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
С. ШУЛЬГИН