В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении денежных средств, полученных арендодателем от арендатора в качестве особого способа обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных условиями договора аренды, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
По нашему мнению, денежные средства, получаемые арендодателем от арендатора в качестве особого способа обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных условиями договора аренды, в том числе обязательств по оплате услуг по аренде (далее - обеспечительный платеж), следует относить к денежным средствам, связанным с оплатой услуг. В связи с этим суммы обеспечительного платежа подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В случае если обеспечительный платеж по предыдущему договору аренды засчитывается в счет обеспечительного платежа по новому договору аренды, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная арендодателем при его получении, к вычету не принимается на основании п. 5 ст. 172 Кодекса, поскольку обеспечительный платеж арендатору не возвращается. При этом начислять налог на добавленную стоимость повторно на сумму обеспечительного платежа, зачтенного в счет обеспечительного платежа по новому договору аренды, по нашему мнению, не следует.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 Кодекса при получении арендодателем от арендатора платежа для обеспечения исполнения обязательств при условии возврата указанных сумм после истечения срока договора аренды у налогоплательщика-арендодателя не возникает доходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В. ТРУНИН