Организация заключила договор займа с кредитной организацией на срок более трех месяцев. Договором предусмотрена возможность изменения процентной ставки по кредиту. При определении предельной величины процентов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, организация использует ставку рефинансирования ЦБ РФ, действующую на дату признания расходов в виде процентов. Как правильно рассчитать предельный размер процентов во II квартале при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, если договор заключен в I квартале?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета организацией процентов, выплачиваемых по договору займа при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ действие абз. 4 п. 1 ст. 269 приостановлено до 31 декабря 2009 г. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г. Установлено, что в период приостановления действия абз. 4
п. 1 ст. 269 с 1 августа 2009 г. по
31 декабря 2009 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В соответствии со ст. 285 Кодекса налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса в отношении прочих долговых обязательств, содержащих условие об изменении процентной ставки, под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
Пунктом 8 ст. 272 Кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
Следовательно, при определении налоговой базы за второй отчетный период (полугодие) величина расходов в виде процентов определяется как сумма расходов в виде процентов, рассчитанная за первый отчетный период (квартал), увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных во втором квартале.
Однако полагаем, что в случае изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации во втором отчетном периоде пересчет расходов в виде процентов за первый отчетный период не производится.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин