Возникает ли у организации, применяющей УСН, обязанность по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке применения положений гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон «О бухгалтерском учете») организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме ведения учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по ведению бухгалтерского учета организациями (в том числе организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения) прямо указана в иных законодательных актах.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 52, ст. 88 и п. 1
ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах») открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, и, кроме того, годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества.
Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» размер чистой прибыли при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества) определяется по данным бухгалтерского учета.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение.
В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 92 Федерального закона
«Об акционерных обществах»).
Определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки также осуществляется на основании данных бухгалтерского учета. Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов.
При выходе участника акционерного общества из общества его доля определяется на основании данных бухгалтерской отчетности (п. 2
ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Формирование разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации организации также основывается на данных бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Статья 346.24 Кодекса обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет показателей предпринимательской деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета и не представляют в налоговый орган бухгалтерскую отчетность.
В настоящее время целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, рассматривается при подготовке проекта федерального закона «О бухгалтерском учете», внесенного Минфином России в Правительство Российской Федерации.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин