Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов в виде разовых платежей за пользование недрами для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи за пользование недрами).
Таким образом, основанием возникновения обязательства по уплате разового платежа и, соответственно, отражения соответствующего расхода в налоговом учете является не факт участия в аукционе, а наступление определенного события, указанного в лицензии.
Поскольку уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии.
Учитывая изложенное, расходы в виде разового платежа за пользование недрами не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии), определяемую в порядке, установленном п. 1 ст. 325 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
В соответствии с положениями п. 1, а также пп. 1 п. 7 ст. 272 Кодекса расходы в виде разового платежа за пользование недрами при применении метода начисления учитываются на дату начисления данного расхода в соответствии с условиями лицензии с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН