Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на содержание вахтовых и временных поселков и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 32 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.
Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.
Вместе с тем, если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены и на данной территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные указанным органам, полагаем возможным признание расходов на содержание вахтовых и временных поселков в размере фактических затрат налогоплательщика.
Данный вывод подтверждает позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в Определении от 19.05.2009 N 815-О-П, касательно аналогичной ситуации при признании расходов градообразующих организаций, в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
Конституционный Суд РФ отметил, что отсутствие на территории муниципального образования аналогичных хозяйств, производств и служб либо неутверждение органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка не должно ставить градообразующие организации в нарушение ст. 19 Конституции Российской Федерации в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками, по месту нахождения которых упомянутые аналогичные хозяйства, производства и службы имеются либо такие нормативы и порядок утверждены.
При этом в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П отмечается, что в сфере налогообложения равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
Учитывая изложенное, если органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика не утверждены нормативы на содержание аналогичных объектов и служб и отсутствуют аналогичные объекты, находящиеся на данной территории и подведомственные указанным органам, расходы на содержание вахтовых и временных поселков учитываются налогоплательщиком в размере его фактических затрат.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН