О последствиях пропуска сроков направления требований об уплате таможенных платежей

Министерство экономического развития РФ письмо от 05.04.2006 № 01-06/11281
| официальная переписка | печать

В ФТС России поступают жалобы лиц на нарушение таможенными органами сроков выставления требований об уплате таможенных платежей и в этой связи — порядка и сроков их принудительного взыскания. В целях устранения причин, порождающих обоснованные жалобы, ФТС России рекомендует таможенным органам при принятии решений о взыскании таможенных платежей учитывать следующее.

Пунктом 1 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки указанные пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно. Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с юридических и физических лиц представляет собой определенную совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных Кодексом сроков. Это, в частности, общий срок для выставления требования об уплате таможенных платежей (срок давности выставления требования, за пределами которого принудительное взыскание не может быть осуществлено) — 3 года со дня истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления события, влекущего обязанность по их уплате; срок для направления требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, по конкретному факту их неуплаты или неполной уплаты — 10 дней со дня обнаружения такого факта; срок для добровольного исполнения лицом обязанности по уплате таможенных платежей — от 10 рабочих до 20 календарных дней со дня получения требования; срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей — 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.

При этом не урегулированными Таможенным кодексом Российской Федерации остались вопросы относительно:

— правовых последствий нарушения таможенными органами 10-дневного срока направления требования об уплате таможенных платежей;

— сроков для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей.

Направление лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, требования об их уплате предшествует применению таможенными органами мер по их принудительному взысканию, является обязательным условием применения указанных мер и направляется лицу во всех случаях, за исключением прямо определенных Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 18.4 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных Распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 года № 647-р). Исходя из этого и принимая во внимание, что лицу всегда должно быть предложено исполнить обязанность по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, требование об их уплате должно направляться и в случае пропуска таможенным органом 10-дневного срока направления требования (в пределах 3-летнего срока давности выставления требования).

Нарушение таможенным органом указанного срока направления требования об уплате таможенных платежей не является основанием к отмене требования и не препятствует их принудительному взысканию. Однако, учитывая, что бесспорное взыскание предполагает лишение лица принадлежащих ему денежных средств помимо и вопреки его воле, несоблюдение срока направления требования об уплате таможенных платежей влечет недопустимость реализации таможенным органом полномочий по их бесспорному взысканию. В этом случае таможенные платежи могут быть взысканы только в судебном порядке. Иное имело бы следствием грубое нарушение прав лиц, ответственных за уплату таможенных платежей.

Относительно сроков для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей и порядка их исчисления сообщаем следующее. Отсутствие в Таможенном кодексе Российской Федерации нормы, определяющей сроки для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании таможенных платежей, не означает, что взыскание указанных платежей в судебном порядке не ограничено никакими временными пределами. Это противоречило бы принципам целесообразного и справедливого налогообложения. В этой связи и на основании пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться положениями части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный 6 месяцам. При этом необходимо учитывать разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», о применении указанного срока давности также в отношении юридических лиц.

Исчисление указанного срока для взыскания таможенных платежей в судебном порядке должно производиться таким образом, как если бы требование об уплате таможенных платежей было направлено таможенным органом с соблюдением установленного Таможенным кодексом Российской Федерации 10-дневного срока. Аналогичным образом следует исчислять срок давности для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании неуплаченных таможенных платежей в случае пропуска таможенным органом 30-дневного срока для принятия решения об их бесспорном взыскании. Данная позиция основана на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названном выше Постановлении, а также в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленном Информационным письмом от 17 марта 2003 года № 71.

Таким образом, срок для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании неуплаченных таможенных платежей следует исчислять с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей путем сложения следующих сроков:

  •  срок для направления требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, — 10 дней;
  •  срок доставки требования указанному лицу, если требование направляется с использованием почтовой связи, — 6 дней со дня отправления заказного письма;
  •  срок, определенный в требовании для добровольного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, — от 10 рабочих, но не более 20 календарных дней;
  •  срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей — 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;
  •  пресекательный срок для обращения в суд налогового органа с иском о взыскании налогов, сборов — 6 месяцев с момента истечения срока, предусмотренного для бесспорного взыскания.


Необходимо также учитывать положения пункта 10 указанного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что, если суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил ответчику производить взыскание оспариваемых сумм (статья 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), срок, в течение которого действует соответствующее определение суда, не включается в срок для принятия решения о бесспорном взыскании, так как в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

Срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании таможенных платежей с физического лица складывается из аналогичных сроков, за исключением 30-дневного срока для принятия решения о бесспорном взыскании неуплаченных таможенных платежей.

Заместитель руководителя
генерал-майор таможенной службы
Т. Голендеева