Рассмотрев письмо в части вопросов, относящихся в компетенции Федеральной налоговой службы, сообщаю следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 и пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного государственного реестра.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (о создании, реорганизации, ликвидации, иных сведений) в силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является государственной регистрацией юридического лица, которая осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, состоящего из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 вышеуказанного Федерального закона не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В части изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и касающихся минимального размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, необходимо отметить следующее.
По указанному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная, в частности, в проекте информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный проект размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Упомянутый проект информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержит также позицию по вопросу ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам регистрирующих органов на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Н. МЕЛЬНИКОВ