ЗАО осуществляет оптовую торговлю импортными товарами и применяет УСН (объект — доходы, уменьшенные на величину расходов). Экспедирование и доставка покупных товаров осуществляются на основании договора с транспортной компанией, которая в дальнейшем выставляет счета и акты за оказанные услуги.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы признаются в момент погашения задолженности. Транспортные расходы входят в состав материальных расходов на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ Но в Письме Минфина России от 17.10.2006 № 03-11-05/233 рекомендуется списывать в расходы при применении УСН стоимость транспортно-экспедиционных расходов после реализации товара и получения оплаты от покупателей.
Вправе ли организация включить в состав расходов при применении УСН транспортно-экспедиционные услуги после их фактической оплаты транспортной организации, не дожидаясь реализации самих товаров?
Каков порядок включения в состав расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, транспортных расходов при доставке товара с таможенного склада напрямую на склад покупателя (включать в себестоимость товара стоимость доставки, либо в состав материальных расходов)?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные в ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса произведенные расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в перечне расходов, учитываемых организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, предусмотрены материальные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортно-экспедиционные расходы, а также транспортные расходы, связанные с доставкой товара с таможенного склада на склад покупателю, учитываются в составе материальных расходов.
При этом согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы принимаются к учету после их фактической оплаты.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Вместе с этим сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин