Раздел 1. Общие положения
Комментарий:
Описываются основания для разработки стратегии, место стратегии в системе стратегического планирования и направления применения стратегии при принятии государственных решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:
- работать легально – выгодно;
- переход от тотальных запретов к аккуратному регулированию;
- принцип «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений;
- выделение целевых групп и повышение адресности мер поддержки;
- поддержка тех предпринимателей, кто хочет и может развиваться;
- усиление координации и формирование единой системы поддержки малого и среднего предпринимательства на базе корпорации развития;
Раздел 2. Анализ текущего состояния и проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства
Комментарий:
В разделе рассматриваются:
- ключевые макроэкономические факторы, влияющие на уровень развития малого и среднего предпринимательства;
- место малого и среднего предпринимательства в экономике России;
- вызовы для развития малых и средних предприятий на краткосрочный
(2018 год) и долгосрочный (до 2030 год) периоды;
- оценки предпринимательского потенциала населения и факторов развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе российских и зарубежных исследований;
- динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства (в разрезе субъектов Российской Федерации и в разрезе ОКВЭД на основе данных статистической и налоговой отчетности);
- ключевые проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства:
· ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса;
· проблемы в нахождении рынков сбыта продукции;
· недостаточные кооперационные связи;
· низкий уровень технологического развития;
· фискальная нагрузка и непредсказуемость налоговой политики;
· издержки, связанные с государственным регулированием;
· ограниченный доступ к технологической инфраструктуре;
· недостаток кадров;
· недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
Ожидаемые выводы:
- Малый и средний бизнес «состоялся как явление»: 95% коммерческих компаний в Российской Федерации являются субъектами малого или среднего предпринимательства;
- Малый бизнес в России – это микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний;
- Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие;
- Сохраняется высокая дифференциация регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, необходим учет региональной специфики;
- Проведение эффективной государственной политики требует выделения целевых групп:
· микро-, малые и средние предприятия (включая «газели») играют разные роли в экономике и требуют разного подхода;
· выделяется массовый малый и средний бизнес, который обеспечивает комфортную среду для граждан и занятость, и высокотехнологичные (производственные, экспортно ориентированные) компании (в первую очередь средний бизнес), которые должны играть ключевую роль в импортозамещении и диверсификации экономики;
· необходимо учитывать стадию жизненного цикла компании (стартапы и уже существующие компании).
Раздел 3. Цели и задачи государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Этапы реализации стратегии
Описываются цели и задачи на краткосрочный и долгосрочный период для каждой из выделенных целевых групп.
Главная цель – развитие малого и среднего бизнеса в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса (для обсуждения на первом заседании Рабочей группы по разработке стратегии при Минэкономразвития России).
Индикаторы цели:
- диверсификация экономики;
- рост числа рабочих мест (в формальном секторе) за счет развития малого и среднего предпринимательства,
- стимулирование развития среднего класса.
Достижение цели будет обеспечено за счет целенаправленной поддержки двух ключевых секторов малого и среднего бизнеса: массового и высокотехнологичного.
Ключевые индикаторы для целевой группы «массовый малый и средний бизнес»:
1) увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (занятых в формальном секторе) до 40 млн человек;
2) увеличение налоговых поступлений, в том числе за счет легализации теневого сектора.
Это направление будет способствовать росту доли среднего класса, увеличению занятости и др.
Ключевые индикаторы для целевой группы «высокотехнологичный малый и средний бизнес»:
- стимулирование инновационной активности;
- импортозамещение;
- развитие несырьевого экспорта.
Это направление будет способствовать росту производительности труда, диверсификации экономики, технологическому развитию отраслей промышленности.
Данные 2 сектора – массовое и высокотехнологичное малое и среднее предпринимательство – необходимо различать, так как они отвечают за решение разных задач и разнонаправлено влияют на достижение целевых показателей. Например, рост производительности труда и рост числа занятых в секторе МСБ – это две разные задачи.
Выделяются 3 этапа реализации стратегии (на обсуждение):
- 2015-2018 гг.;
- 2018-2025 гг.;
- 2025-2030 гг.;
С учетом поставленной цели и выявленных в рамках раздела 2 проблем выделяются следующие задачи стратегии в отношении развития малого и среднего предпринимательства:
Задача 1. Улучшение доступности финансирования
Задача 2. Формирование рыночных ниш для бизнеса
Задача 3. Развитие кооперации
Задача 4. Стимулирование технологического развития
Задача 5.Обеспечение предсказуемости налоговой политики и политики в сфере социального страхования
Задача 6. Обеспечение ответственного государственного регулирования
Задача 7. Повышение эффективности инфраструктуры поддержки
Задача 8. Укрепление кадрового потенциала малых и средних предприятий
Задача 9. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
Задача 10. Развитие предпринимательской деятельности на конкретных территориях
Задача 11. Совершенствование системы поддержки
Раздел 4. Меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства
Предлагается выделить соответствующие задачам стратегии подразделы, в рамках которых рассматриваются инструменты и решения, ориентированные на развитие «массового малого и среднего бизнеса» и «высокотехнологичного малого и среднего бизнеса», а также учитывающие различные категории предприятий (микро-, малые и средние):
Базовый подход к структуре описания подраздела:
Общие инструменты для всех секторов
(…)
Инструменты для поддержки массового малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)
(…)
Инструменты для поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)
(…)
Инструменты для поддержки малых и средних предприятий в других отраслях или сферах (самозанятость и др.) (при необходимости)
Доступное финансирование
Доступ к дешевым кредитам. Создание единого центра финансово-кредитной поддержки. Развитие системы проектного финансирования. Развитие лизинга. Формирование национальной гарантийной системы. Развитие микрофинансирования. Роль корпорации развития в обеспечении доступного финансирования (единый центр финансово-кредитной поддержки, разработка стандартов, координация программ финансовой поддержки).
Рыночные ниши для бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.). Механизмы формирования рыночных ниш на локальных рынках (через раскрытие информации), создание сбытовых каналов, продвигающих продукцию на новые рынки (в том числе на экспорт). Инфраструктура для сбыта продукции. Роль корпорации развития в формировании рыночных ниш (информационно-маркетинговый блок).
Развитая кооперация
Встраивание малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков (через механизмы доступа к закупкам). Развитие системы кооперации в рамках территориально-отраслевых комплексов (кластеров). Развитие инжиниринговых центров. Роль корпорации развития в формировании системы кооперации компаний (выстраивание системы контроля за выполнением требований по размещении заказов на малых и средних предприятиях).
Технологическое развитие и импортозамещение
Трансфер технологий. Специальные программы финансирования и обучения. Инновации. Диверсификация экономики. Поддержка импортозамещения.
Предсказуемая фискальная политика
Мораторий на рост фискальной нагрузки. Снижение налоговой нагрузки на этапе начала бизнеса. Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. Направления совершенствования системы уплаты страховых взносов малыми и средними предприятиями. Ревизия неналоговых платежей.
Ответственное государственное регулирование
Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смягчение обязательных требований (в том числе в рамках процедур лицензирования и сертификации). Реализация принципа «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений (в том числе в рамках проведения процедур ОРВ). Обеспечение доступа к инженерно-технологическим сетям и реализация гибкой тарифной политики. Снижение административного давления на малый бизнес. Развитие системы защиты прав предпринимателей.
Эффективная инфраструктура поддержки
Развитие инфраструктуры для ведения бизнеса разными целевыми группами (МФЦ, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и пр.). Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. Роль корпорации развития в формировании инфраструктуры поддержки (разработка единых стандартов, координация).
Квалифицированные кадры
Механизмы выращивания и привлечения квалифицированных кадров на малые и средние предприятия. Повышение финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей. Развитие образовательных курсов, стимулирующих развитие высокотехнологичного предпринимательства. Стимулирование выпускников зарубежных технических вузов к созданию предприятий в России. Дуальное образование в интересах малых и средних предприятий.
Раскрытие предпринимательского потенциала
Популяризация малого и среднего предпринимательства и создания «своего дела». Развитие молодежного предпринимательства. Повышение престижа предпринимательской деятельности. Проведение Года предпринимательства в России (2017 год).
Территориальные связи
Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор, обеспечивающий «связанность» экономического пространства на уровне территорий.
Роль регионов и муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в отдельных социально-значимых регионах (Республика Крым, Северный Кавказ, Дальний Восток, моногорода).
Заинтересованная власть
Механизмы мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к реализации активной политики в сфере малого и среднего предпринимательства: передача налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на местный уровень, тиражирование лучших практик, единая система показателей для оценки эффективности руководителей.
Обеспечение открытости системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование системы учета за деятельностью малых и средних предприятий: формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, изменения в системе статистического учета, организация мониторинга и оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом лучших международных практик.
Механизмы координации мер и программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Раздел 5. Организационное и финансовое обеспечение реализации стратегии
Описываются принципы финансирования и система организации деятельности органов власти и организаций при реализации стратегии, вложения увязываются с целями.
Раздел 6. Ожидаемые результаты от реализации стратегии
Описание количественных и качественных результатов реализации стратегии.
Приложение:
Перечень мероприятий по реализации стратегии на период до 2018 года
Приводится таблица с мероприятиями по заданным в разделе 4 направлениям.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на краткосрочную (до 2018 года) и долгосрочную (до 2030 года) перспективу
Приводятся целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Показатели дифференцируются в зависимости от целевых групп: «массовый малый и средний бизнес» (количество, занятость, налоговые поступления) и высокотехнологичный малый и средний бизнес» (добавленная стоимость, размер выручки и пр.).