Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также изменения в действующее законодательство в связи с его принятием.
Документом предлагается с 1 января 2011 г. установить внесудебную процедуру урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернативы судебному или административному разбирательству.
Определяется сфера применения - урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этомпроцедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).
Также устанавливаются требования к соглашению о проведении процедуры медиации. Такое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, медиаторе (медиаторах) или организации, осуществляющей оказание соответствующих услуг, порядке проведения процедуры медиации, условиях участия сторон в оплате расходов, связанных с её проведением, сроках проведения процедуры медиации. Такой срок не должен превышать 180 дней. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы указанная процедура была завершена в срок не более 60 дней. Назначение медиатора производится по взаимному соглашению сторон, а услуги по проведению процедуры медиации могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе.
Устанавливается, что процедуры медиации могут быть внесудебными, досудебными и судебными, предусматривающими проведение процедуры медиации на любой стадии судебного разбирательства.
Деятельность медиаторов может осуществляться как на профессиональной основе, так и на непрофессиональной основе. Профессиональными медиаторами могут стать лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ. Непрофессиональными медиаторами могут быть лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Законопроект также определяет особенности правового положения саморегулируемых организаций медиаторов и их основные функции.
В связи с принятием данного закона в действующее законодательство будут внесены некоторые изменения.
В частности, изменения вносятся в Гражданский, Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, законы «О третейских судах в Российской Федерации» и «О рекламе».
Предусматривается, что течение срока исковой давности прерывается принятием сторонами решения об обращении к процедуре медиации. При этом судебное разбирательство может быть отложено на срок, не превышающий 60 дней, в случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации.
Комментируя принятие законопроекта, Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отметил: «Это нововведение, с одной стороны, существенно разгрузит суды. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды сегодня завалены различного рода спорами, которые могут быть урегулированы в досудебном порядке. С другой стороны, это поможет защитить права граждан за более короткий промежуток времени. Это хороший инструмент для государства и гражданского общества. Институт медиации существует практически во всех странах Европы, в США, Канаде и т. д.».
По его словам, медиация, в частности, возможна при спорах хозяйствующих структур при поставке товара. «При разрешении спора подписывается соглашение. Затем оно вступает в силу – и конфликт исчерпан. Судебное оспаривание этого соглашения также возможно. В законе это предусмотрено», - пояснил депутат. По словам П. Крашенинникова, медиация - это не предпринимательская деятельность. Порядок оплаты услуг медиаторов, скорее всего, будет устанавливать Министерство юстиции.
Однако мнения в нижней палате об эффективности данного законопроекта разделились. В частности, фракция КПРФ выступила с резкой критикой данной инициативы. Как заявил депутат от фракции Алексей Багаряков, «этим законопроектом власть признаёт бессилие существующей судебной системы перед валом судебных исков». По его мнению, речь фактически идёт об «узаконивании взятки», и «вслед за этим законопроектом могут последовать другие сомнительные предложения, как, например, легализация проституции».