Госдума приняла законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Документом предлагается с 1 января 2011 г. установить внесудебную процедуру урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов), как альтернативы судебному или административному разбирательству.
Определяются сфера применения - урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы(например, по делам о несостоятельности (банкротстве).
Устанавливаются требования к соглашению о проведении процедуры медиации. Оно должно заключаться в письменной форме и содержать сведения о сторонах; предмете спора; медиаторе (медиаторах) или организации, осуществляющей оказание услуг по проведению процедуры медиации; порядке проведения процедуры медиации, условиях участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации; сроках проведения процедуры медиации. Он не должен превышать 180 дней. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы указанная процедура была завершена в срок не более 60 дней.
Назначение медиатора производится по взаимному соглашению сторон, а услуги по проведению процедуры медиации могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе.
Устанавливается три вида процедуры медиации - внесудебная, досудебная и судебная, предусматривающая проведение процедуры медиации на любой стадии судебного разбирательства. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Также устанавливаются требования к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе, так и на непрофессиональной основе. В первом случае это могут быть лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ, во втором - лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Также законопроект определяет основные функции саморегулируемой организации медиаторов и особенности их правового положения.
Кроме того, во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Законопроектом определяются особенности правового положения медиаторов и процедура медиации в рамках гражданского и арбитражного процесса, а также при рассмотрении дела третейским судом.
Предлагается:
1) в ГК РФ предусмотреть, что течение срока исковой давности прерывается с момента принятия сторонами решения об обращении к процедуре медиации и до момента прекращения процедуры медиации;
2) в АПК РФ и ГПК РФ - судебное разбирательство может быть отложено на срок, не превышающий 60 дней, в случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации;
3) Закон «О рекламе» дополнить новой статьёй 30.1 «Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации», определяющей порядок рекламы услуг медиаторов.