Правда, рост индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом замедлился втрое. Но можно говорить, что рост этот стал качественнее, поскольку опирался он в большей мере на оценках того, что произошло в экономике и личном материальном положении, а в меньшей степени на предположениях о том, что будет через год.
Индекс потребительской уверенности Росстат рассчитывает ежеквартально по результатам обследования потребительских ожиданий населения. Индекс этот обобщающий — рассчитывается как среднее арифметическое пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации, то же самое в отношении личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. Понятно, что такая информация полезна, в частности, для бизнеса, работающего на потребительский рынок.
Во II квартале индекс потребительской уверенности относительно I квартала вырос на 3 п.п. до –7%. Таким образом, потребительский пессимизм в массах всё ещё преобладает над оптимизмом, но напомним, что дна падения индекс достиг в I квартале прошлого года на уровне –35%. Так что имеем пятикратное улучшение потребительского настроя.
Отметим также более чем трехкратное замедление роста этого индекса — в I квартале он поднялся на 10 п.п. Однако раньше его толкали вверх в большей мере ожидания россиян на улучшения в ближайшей перспективе — через год, теперь же рост индекса сильнее опирается на оценки произошедших изменений. Для понимания же реального потребительского настроя эта синица, думается, надёжнее журавля в небе.
Так, частный индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России поднялся по сравнению с I кварталом на 4 п.п. до 5%, а индекс произошедших изменений — на 12 п.п. до –6%. Аналогично и с оценками личного материального положения: индекс ожидаемых изменений вырос в прошлом квартале на 4 п.п. до 0,3%, а произошедших изменений — на 6 п.п. до –8%. Заметим, личные изменения респонденты всегда оценивают пессимистичнее, чем дела в экономике.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок из пяти частных, естественно, самый пессимистичный: –25% с ростом во II квартале на 5 п.п. Но для сравнения: в этом же квартале 2009 г. он имел самое низкое с начала кризиса значение на уровне –45%.
Полезен и шестой, не включаемый в обобщающий, индекс благоприятности условий для сбережений. Вырос он относительно I квартала на 7 п.п. до –39%. Росстат отмечает, что если условия для сбережений считают неблагоприятными 59% респондентов, то условия для крупных покупок — 45% опрошенных.
Рост индекса потребительской уверенности отмечен во всех возрастных группах: среди 16-29-летних с –6 до –2%, 30-49-летних — с –13 до –7% и 50-летних и старше — с –11 до –9%. Отметим, что наибольший относительный рост потребительской уверенности произошёл в средней возрастной группе — среди людей, достигших соответствующих профессиональных, статусных, доходных высот, более трезво смотрящих и на положение в экономике, и на собственные материальные возможности.
Как видно из представленной таблицы, в России далеко не самые мрачные потребительские ожидания.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)
Страна |
Февраль 2010 г. |
Май
|
Страна |
Февраль
|
Май
| ||
Россия |
-10,0 |
-7,0 |
Люксембург |
-6,4 |
-4,0 | ||
Австрия |
0,6 |
0,2 |
Мальта |
-34,2 |
-30,9 | ||
Бельгия |
-15,1 |
-11,3 |
Нидерланды |
-2,1 |
-2,2 | ||
Болгария |
-47,4 |
-43,0 |
Польша |
-18,9 |
-16,0 | ||
Великобритания |
-2,2 |
-9,6 |
Португалия |
-33,3 |
-40,0 | ||
Венгрия |
-44,6 |
-26,0 |
Румыния |
-48,8 |
-55,6 | ||
Германия |
-17,4 |
-9,3 |
Словакия |
-18,7 |
-18,6 | ||
Греция |
-50,5 |
-66,9 |
Словения |
-21,9 |
-23,4 | ||
Дания |
10,8 |
17,3 |
Финляндия |
16,8 |
17,2 | ||
Испания |
-18,8 |
-24,4 |
Франция |
-16,5 |
-21,3 | ||
Италия |
-21,8 |
-24,6 |
Чехия |
-10,5 |
-9,8 | ||
Кипр |
-38,1 |
-37,8 |
Швеция |
21,7 |
24,4 | ||
Латвия |
-37,8 |
-29,1 |
Эстония |
-13,5 |
-5,4 | ||
Литва |
-41,2 |
-37,7 |
________________
1) По всем странам (кроме России) источник информации: электронная база данных Евростата.