Росстат зафиксировал устойчивое повышение уровня потребительских ожиданий во II квартале

| новости | печать

Правда, рост индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом замедлился втрое. Но можно говорить, что рост этот стал качественнее, поскольку опирался он в большей мере на оценках того, что произошло в экономике и личном материальном положении, а в меньшей степени на предположениях о том, что будет через год.

Индекс потребительской уверенности Росстат рассчитывает ежеквартально по результатам обследования потребительских ожиданий населения. Индекс этот обобщающий — рассчитывается как среднее арифметическое пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации, то же самое в отношении личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. Понятно, что такая информация полезна, в частности, для бизнеса, работающего на потребительский рынок.

Во II квартале индекс потребительской уверенности относительно I квартала вырос на 3 п.п. до –7%. Таким образом, потребительский пессимизм в массах всё ещё преобладает над оптимизмом, но напомним, что дна падения индекс достиг в I квартале прошлого года на уровне –35%. Так что имеем пятикратное улучшение потребительского настроя.

Отметим также более чем трехкратное замедление роста этого индекса — в I квартале он поднялся на 10 п.п. Однако раньше его толкали вверх в большей мере ожидания россиян на улучшения в ближайшей перспективе — через год, теперь же рост индекса сильнее опирается на оценки произошедших изменений. Для понимания же реального потребительского настроя эта синица, думается, надёжнее журавля в небе.

Так, частный индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России поднялся по сравнению с I кварталом на 4 п.п. до 5%, а индекс произошедших изменений — на 12 п.п. до –6%. Аналогично и с оценками личного материального положения: индекс ожидаемых изменений вырос в прошлом квартале на 4 п.п. до 0,3%, а произошедших изменений — на 6 п.п. до –8%. Заметим, личные изменения респонденты всегда оценивают пессимистичнее, чем дела в экономике.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок из пяти частных, естественно, самый пессимистичный: –25% с ростом во II квартале на 5 п.п. Но для сравнения: в этом же квартале 2009 г. он имел самое низкое с начала кризиса значение на уровне –45%.

Полезен и шестой, не включаемый в обобщающий, индекс благоприятности условий для сбережений. Вырос он относительно I квартала на 7 п.п. до –39%. Росстат отмечает, что если условия для сбережений считают неблагоприятными 59% респондентов, то условия для крупных покупок — 45% опрошенных.

Рост индекса потребительской уверенности отмечен во всех возрастных группах: среди 16-29-летних с –6 до –2%, 30-49-летних — с –13 до –7% и 50-летних и старше — с –11 до –9%. Отметим, что наибольший относительный рост потребительской уверенности произошёл в средней возрастной группе — среди людей, достигших соответствующих профессиональных, статусных, доходных высот, более трезво смотрящих и на положение в экономике, и на собственные материальные возможности.

Как видно из представленной таблицы, в России далеко не самые мрачные потребительские ожидания.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

Страна

Февраль 2010 г.

Май
2010 г.

Страна

Февраль
2010 г.

Май
2010 г.

Россия

-10,0

-7,0

Люксембург

-6,4

-4,0

Австрия

0,6

0,2

Мальта

-34,2

-30,9

Бельгия

-15,1

-11,3

Нидерланды

-2,1

-2,2

Болгария

-47,4

-43,0

Польша

-18,9

-16,0

Великобритания

-2,2

-9,6

Португалия

-33,3

-40,0

Венгрия

-44,6

-26,0

Румыния

-48,8

-55,6

Германия

-17,4

-9,3

Словакия

-18,7

-18,6

Греция

-50,5

-66,9

Словения

-21,9

-23,4

Дания

10,8

17,3

Финляндия

16,8

17,2

Испания

-18,8

-24,4

Франция

-16,5

-21,3

Италия

-21,8

-24,6

Чехия

-10,5

-9,8

Кипр

-38,1

-37,8

Швеция

21,7

24,4

Латвия

-37,8

-29,1

Эстония

-13,5

-5,4

Литва

-41,2

-37,7

________________
1) По всем странам (кроме России) источник информации: электронная база данных Евростата.