Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 188 УК РФ (контрабанда) и ряд положений Кодекса РФ об административных правонарушениях неконституционными.
Согласно этим нормам, к уголовной ответственности могли привлечь за превышение стоимости незадекларированных вещей, купленных за границей. Причём стоимость таможенники высчитывали по среднерыночным российским ценам, а не по тем ценам, по которым они были приобретены.
Напомним, что граждане РФ могут ввозить на территорию России товары без декларирования и уплаты таможенных пошлин, если стоимость этих товаров не превышает 65 тысяч рублей. Если гражданин ввёз в Россию товаров больше чем на 65 тысяч рублей без указания на это в таможенной декларации, его действия образуют состав административного правонарушения и наказываются штрафом, ввоз товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей оценивается как контрабанда.
Между тем цены на товары в стране приобретения могут быть существенно ниже российских либо многократно как увеличиваться, так и уменьшаться в различных регионах России.
«Граждане не должны и не могут знать, по какой цене тот или иной товар продаётся в России… Но поскольку правоприменительные органы при оценке товара исходят не из его фактической стоимости в стране приобретения, граждане лишаются возможности предвидеть правовые последствия своих действий.
При установлении тяжести совершённого правонарушения (административное нарушение или уголовное преступление) правоохранительные органы исходят из всего незадекларированного товара, включая и ту его часть, которую можно ввозить в Россию без декларирования. Это приводит к нарушению принципов справедливости, равенства и соразмерности и, в том числе, к недопустимому привлечению к уголовной ответственности тех граждан, которые совершили административное правонарушение. Учитывая, что и размер штрафа определяется по стоимости всего незадекларированного товара (включая и ту его часть, которая разрешена к ввозу), этими нормами нарушаются право собственности и имущественные права граждан», – говорится в пресс-релизе Конституционного Суда РФ.