Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положения подпункта «з» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно этой норме, удержание алиментов у граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производится с их доходов.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба индивидуального предпринимателя Липарита Амаякяна. За период с 2002 по 2005 гг. гражданин Л. Амаякян задолжал алименты на содержание ребёнка в сумме 68 254 руб. 83 коп. Определяя размер задолженности, судебный пристав-исполнитель руководствовался налоговыми декларациями предпринимателя.
Однако должник оспорил размер задолженности в районном суде, сославшись на то, что она в три раза превышает его реальные доходы, которые оставались у него после вычета расходов на ведение предпринимательской деятельности и выплаты налогов. В результате, он вынужден был прекратить занятие бизнесом. Суд удовлетворил его требования, но при новом рассмотрении это решение было отменено, так как по налоговому и семейному законодательству, алименты взыскиваются с дохода индивидуального предпринимателя, а не с его прибыли.
Вышестоящие судебные инстанции оставили это судебное решение в силе. Л. Амаякян обратился с иском в КС РФ, в котором указал, что оспоренная норма и основанная на ней практика определения размера алиментов существенно нарушает конституционное право собственности граждан – индивидуальных предпринимателей, поскольку не только создаёт им непреодолимые препятствия для занятия предпринимательской деятельностью, но ставит их в заведомо худшее положение по сравнению с другими гражданами.
Суд в своём решении указал, что при исчислении размера алиментов, удерживаемых с индивидуального предпринимателя, необходимо принимать во внимание реальные доходы, поскольку именно они определяют имеющиеся у него материальные возможности по содержанию членов семьи.
В этой связи оспоренная норма не противоречит Конституции РФ. Она предполагает, что при исчислении размера алиментов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, подлежат учёту его расходы, если он может надлежащим образом подтвердить их в качестве неизбежно связанных с предпринимательской деятельностью. При этом, признание оспариваемой нормы соответствующей Конституции РФ не освобождает федерального законодателя от конкретизации порядка уплаты алиментов лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность. Таким образом, правоприменительные решения по делу гражданина Л. Амаякяна могут быть пересмотрены.