Кто бы сомневался, что очередной опрос Фонда «Общественное мнение» зафиксирует увеличение доли россиян, обнаруживших рост потребительских цен вообще и на отдельные продукты питания — в частности. Вопрос был только в том, сколь значительно это задело население и где особенно. ФОМ доложил: значительно, особенно в Приволжском федеральном округе.
Опрос ФОМ, проведённый 21-22 августа, выяснил, что с 18 июля, когда было предыдущее обследование по ценам, доля респондентов, указавших на их рост, подскочила сразу на 17 п.п. до 80%. А если отсчитывать с 6 июня, когда была зафиксирована наименьшая с III квартала 2008 года доля таких граждан, прирост обиженных инфляцией составил 22%.
Можно утешаться, что 80% — не самый высокий пик с начала кризиса: в феврале и марте 2009 г. рост потребительских цен за прошлый месяц отметили 90% опрошенных, в феврале этого года — 85%. Но в начале года всегда и резко дорожают жилищно-коммунальные услуги, что мало кого оставляет в неведении и равнодушии. К тому же ещё не вечер: доля россиян, предвидящих рост цен в ближайший месяц, выросла с 18 июля на 11 п.п., а с 6 июня — на 19 п.п.
После пика в начале года сильно сократилась доля респондентов, отмечающих подорожание услуг и непродовольственных товаров. Еда всколыхнула россиян. Пока не вся: за июль - август увеличились доли опрошенных, отметивших подорожание круп и макаронных изделий в 6 раз — до 49%, сахара — в 2 раза — до 47%, хлеба и хлебобулочных изделий — в 3,5 раза — до 46%, молока и молочной продукции — в 2 раза — до 42% и растительного масла — в 1,8 раза до18%.
Выяснил ФОМ по этим продуктам и расклад аудитории в разрезе федеральных округов. По крупе и макаронам с большим отрывом от остальных лидирует Приволжский округ: 66% его респондентов указали на подорожание этих продуктов, за ним расположились Центральный, Южный и Северо-Кавказский округи — по 49%. Тройка лидеров по сахару — Сибирский (58%), Приволжский (54%) и Уральский (51%) округи. По хлебу — Центральный (58%), Приволжский и Уральский (по 51%). По молоку — Приволжский, Южный и Северо-Кавказский (по 48%), а также Центральный (46%). Наконец, по постному маслу снова на первом месте Приволжский округ (24%), за ним Северо-Западный (20%) и Центральный (19%). Кто «победил» по совокупности, ясно.